This repository has been archived on 2024-08-23. You can view files and clone it, but cannot push or open issues or pull requests.
lessons/C++/C++.md

19 KiB
Raw Permalink Blame History

УДАЧИ НАМ

Statement

Наименьшая независимая еденица в языке C++

Основные

  • declaration:

    int i;
    
  • assigment :

    i = 5;
    
  • Output (хоть Коля и не согласен, что это основной)

    std::cout << i;
    

declaration и assigment можно вместе

int i = 5;

Expression

Любое выражение: число, строка, вызов функции, мат(на английском). выражения

Функции

Последовательность statement'ов. Исполнение начинается с функции main()

Библиотеки

Набор скомпилированного кода, для использования в других программах

Примеры библиотек

  • iostream - для ввода / вывода

Коментарии

  • Однострочные

    // Коментарий
    
  • Многострочные

    /* Длинный
    Коментарий */
    

Пример простой программы

#include <iostream>

int main() {
    std::cout << "Hello, world!\n";
}

Переменные

В C++ есть переменные, они жрут оперативку

  • Копирующая инициализация
int val = 5;
  • Прямая инициализация
int val(5);

Неинициализированные переменные

Неинициализированные переменные могут иметь в себе мусор, что может привести к ошибкам

Инициализация и объявление нескольких переменных

int a, b;
int a = 5, b = 6;

Типы данных

  • void - ничего

Числа

  • short - число 16 бит
  • int - число 16 или 32 бита
  • long - число 32 бита
  • long long - число 64 бита
  • char - число или символ. 8 бит

Отрицательные числа

  • signed - может быть отрицательным (по умолчанию, кроме char)
  • unsigned - число не отрицательно

Переполнение

  • Переполнение случается при потере бит из-за того, что значение после операции выходит за границу их значений

65635 как unsigned int + 1 выдаст 0

Целочисленное деление

Деление двух цилочисленных значений всегда выдаёт целое число (округление вниз)

Символьные тип char

char представляет собой 1 символ (не всегда) и всегда весит 1 байт.

Для инициализации char символом используется одинарные ковычки

Строки

Для строк используется библиотека string. Строки указываются в двойных ковычках

Типы данных с плавающией точкой

Типы с плавающей могут показывать дробные числа

  • float - 32 бита
  • double - 64 бита (двойная точность по сравнению с float)
  • long double - от 8 до 16 байт (зависит от компилятора)

Логические значения

  • true
  • false

Константы

Величины, которые остаются неизменными. Они должны быть инициализированны при объявлении

IOSTREAM

Подключение IOSTREAM

#include <iostream>;

cout

cout - объект для вывода в терминал

#include <iostream>;

std::cout << 5 << '\n';

endl

endl можно использовать как '\n'

#include <iostream>;

std::cout << 5 << std::endl;

cin

cin используется для ввода значений из терминала

#include <iostream>;

int a = 0;
std::cin >> a;

Ветвление

#include <iostream>;

int a = 5;
if (a == 5) {
    std::cout << 5 << '\n';
} else if (a == 6) {
    std::cout << 6 << '\n';
} else {
    std::cout << "Neither\n";
}

Логические операторы

  • && - и
  • || - или
  • ! - не

Циклы

Цикл for

for (инициализация; условие; изменение)

#include <iostream>;

// Выводит числа от 0 до 5 включительно
for (int i = 0; i <= 5; i++) {
    std::cout << i << '\n';
}

Цикл while (с пред условием)

#include <iostream>;

// Аналогичен коду сверху
int i = 0;
while (i <= 5) {
    std::cout << i << '\n';
    i++;
}

Цикл do while

Цикл do while выполнит тело хотя бы один раз, даже если условие изначально false

#include <iostream>;


// Выведет 0 (не смотря на то, что 0 чётное) и 1
int i = 0
do {
    std::cout << i << '\n';
    i++;
} while (i % 2 != 0)

Операторы прерывания

  • break
  • continue

Они аналогичны оным из Python

switch

int a = 5;
switch(a){
    case 1:
        std::cout << "1" << '\n';
        break;
    case 2:
        std::cout << "2" << '\n';
        break;
    default:
        std::cout << "Other" << '\n';
        break;
}

Goto

Goto позволяет перейти к исполнению другого блока кода. Если будете его использовать, то придёт страшный Николай и даст по рукам книжкой о правильном написании кода

mark:
    // do-something

// 1 eternity later (возможно даже в другой функции)

goto mark;

Массивы

Структура данных позволяющая хранить набор элементов одного типа. Объявление состоит из указания типа и размерности. Массивы в C++ имеют нумерацию элементов, начинающуюся с 0

Объявление массива

int number[5]; // пять интов. Массив называется numbers
char chars[20];
bool flags[3];

Инициализация массива

int numbers[3] = {10, 20, 30};
int foo[] = {10, 20, 30}; // Тоже будет на 3 элемента
int bar[10] = {10, 20, 30} // Оставшиеся 8 не инициализированны

Обход массива

#include <iostream>

int numbers[] = {10, 20, 30}

for (int i = 0; i < 3; i++) {
    std::cout << i << '\n';
}

Размер массива

int arr[5];

int n = sizeof(arr) / sizeof(int); // n - длинна массива

Многомерные массивы

#include <iostream>

int arr[2][2] = {{10, 20}, {30, 40}};
for (int i = 0; i < 2; i++) {
    for (int j = 0; j < 2; j++) {
        std::cout << arr[i][j] << '\n';
    }
}

Динамический массив

Массив, размер которого может быть указан в runtime. Ключевое слово new используется для создания, a delete для освобождения памяти.

int* dynamic_array = new int[5]; // dynamic_array - список из 5 чисел
delete[] dynamic_array;
#include <iostream>

int n;
std::cin >> n;
int* nums = new int[n];

for (int i = 0; i < n; i++) {
    std::cin >> nums[i];
}

for (int i = 0; i < n; i ++) {
    std::cout << nums[i] << ' ';
}
std::cout << std::endl;

delete[] nums;

Процедуры и функции

Процедуры - функции, которые возвращают void

#include <iostream>

// Функция, возвращает int который получила
int foo(int n) {
    return n;
}

// Процедура
void bar(int n) {
    std::cout << n << '\n';
}

Передача значений в функцию

При передаче аргумента, как значения, создаётся его копия, а при передаче по ссылки, копия не создаётся и может менять его

#include <iostream>

void increment1(int i) {
    i++;
    std::cout << i << '\n';
}

void increment2(int& i) {
    i++;
    std::cout << i << '\n';
}

int main() {
    int i = 5;
    increment1(i) // Выведет 6, но i останется 5
    increment2(i) // Выведет 6, и i станет 6
}

Передача массивов в функцию

При передаче массивов в функцию, нужно кинуть туда ещё и длину. Функция может менять оригинальный массив. Копия не создаётся

#include <iostream>

void foo(int bar[], int size) {
    if (size >= 1) {
        std::cout << bar[1] << '\n';
    } else {
        std::cout << "Not enough elements\n";
    }
}

Ссылки и указатели

Ссылка (reference) - псевдоним джя существующей переменной. Может иметь не валидный адрес или быть не инициализированной

int a = 5;
int& b = a; // При изменении b, будет меняться a
b++; // a и b станут 6

Указатель (pointer) содержит адрес существующей переменной

int a = 5;
int* b = &a; // При изменении b, будет меняться a
(*b)++ // a станет равна 6

Строки (углубление)

#include <iostream>
#include <string>

int main() {
    std::string a = "abc";

    // b - копия a
    std::string b = a;

    // c содержит 'c'
    сhar c = a[2];

    // последний символ a стал z
    a[2] = 'z'
}

Перебор символов

#include <string>

std::string a = "abc"
for (char c: a) {
    std::cout << c << '\n';
}

for (int i = 0; i < a.length(); i++) {
    std::cout << a[i] << '\n';
}

Ввод строки с клавиатуры

#include <iostream>
#include <string>

std::string str;
// Ввести 1 слово
std::cin >> str;

// Ввести строку
std::getLine(std::cin, str);

Полезные методы строк

  • length(), size() - длина строки
  • substr(start,length) - извлекает часть строки
  • find(substring) - первое вхождение
  • replace(oldString, NewString) - заменяет все вхождения из старой в новую строку (ничего не возвращает, изменения на месте)
  • toupper(), tolower() - меняет регистр соответсвенно названию
  • empty() - проверяет пустая ли строка
  • compare() -сравнивает две строки. Возвращает 0, если строкми одинаковые.
  • insert(index,string) - вставляет строку в указанную позицию.
  • erase(start,length) - удалает часть строки

Полезные функции для строк

  • getLine(inputStream, string) - считывает строку из потока и тсохраняет в переменную str

Способы передачи аргументов в функию

  • по значению (pass by value) - создание копии
    • Изначальное не меняется
    • Создание копии может занимать много времени
    • Используется для передачи примитивов
  • по сслылке (pass by reference) - передача в функцию указатель на объект
    • Изначальное значение может меняться
    • Копия не создаётся
    • Используется для составных типов и больших объектов
  • Передача по указателю (pass by pointer) - pass by reference без кучки синтактического сахара Разименование - операция, которая позволяет получить доступ к значению, на которое указывает pointer.(*)
void boo(int* ptr) {
    (*ptr)++;
}

Возврат значений из функции

  • Возврат по значению return
  • Важно не вернуть ссылку или указатель на локальную переменную

Структуры

Структура - тип данных, позоляющий объединить несколько переменных в одной еденице.

#include <iostream>

struct Employee {
    short id;
    int age;
    double salary;
};

Employee john = {5, 20, 30.0}; 
std::cout << john.id << ' ' << john.age << ' ' << john.salary << '\n';

Перечисления

Перечисление - это пользовательский тип данных, который представляет собой набор именованных констант, которым присваиваются целочисленные значения. Весит как int

#include <iostream>

enum Weekday {
    Monday,
    Tuesday,
    Wednesday,
    Thursday,
    Friday,
    Saturday,
    Sunday,
};

enum Weekday2 {
    Monday = 1,
    Tuesday = 2,
    Wednesday = 3,
    Thursday = 4,
    Friday = 5,
    Saturday = 6,
    Sunday = 7,
};

Weekday today = Saturday;

Weekday полностью аналогичен Weekday2

Объединение

Объединение - это пользовательский тип данных, позволяющий хранить различные типы данных в одной области памяти. Объединение занимает память, достаточную для хранения переменной имеющий самый большой размер.

union MyUnion{
    int intValue;
    char charValue;
};

MyUnion val = 65;
int a = val.intValue; // 65
char b = val.charValue; // 'A'

Передача значений в функцию (Подробнее)

  • Передача по значению (создаётся копия, может быть медленно, используется для примитивов)

    void increment(int a) {
        a++;
    }
    
    int a = 5;
    increment(&a); // a остаётся 5
    
  • Передача по ссылке (копия не создаётся, используется для больших значений / структур, аналогична передаче по значению, но синтаксис проще)

    void increment(int& a) {
        a++;
    }
    
    int a = 5;
    increment(a); // a становится 6
    
  • Передача по указателю (копия не создаётся, используется в основном для массивов)

    void increment(int* a) {
        (*a)++;
    }
    
    int a = 5;
    increment(&a); // a тоже становится 6
    

Классы

Классы - шаблон или описание, определяющее структуру поведения объектов. Объект - экземляр класса

class ClassName{
// Поля и методы класса
};

Поля класса - переменные, котроые представляют состояие объетогв класса Методы класа - функции, которые определяют поведение объектов класса

ClassName objectName; // создание объекта класса просто

ClassName objectName = new ClassName(); //создание объекта класса сложно
delete objectName;

Пример

#include <iostream>
#include <string>

class Person{
public:
std::string name;
int age;

void displayInfo(){
    std::count << "Name: " << name << ", Age: " << age << '\n';
}
}

int main(){
Person person1;
person1.name = "Alice";
person1.age = 25;
person1.displayInfo();

Person* person2 = new Person();
person2 -> name = "Bob";
person2 -> age = 30;
person2 -> displayInfo();

delete person2;
return 0;
}

Пользовательский тип данных

Модификаторы доступа

  • public - доступно всем (по умолчанию в struct)
  • private - доступно только внутри класса (по умолчанию в class)
  • protected - достпуно внутри класса и наследникам

Конструктор и деструктор

Конструктор - функция, которая вызывается при инициализации класса (может быть несколько) Деструктор - функция, которая вызывается при уничтожении объекта

#include <iostream>

class MyClass {
public:
    MyClass() {
        std::cout << "Constructed\n";
    }

    MyClass(int val) {
        std::cout << "Constucted" << val << '\n';f
    }

    ~MyClass() {
        std::cout << "Destroyed\n";
    }
};

this

this - указатель на объект вызвовший метод

#include <string>

class Foo{
public:
    Person(std::string val) {
        this->name = val;
    }
};

ООП

Инкапсуляция - данные класса скрыты от прямого доступа и манипулиций извне класса Наследование - создаёт классы-потомки Полимарфизм - разные классы используют один и тот же интерфейс

#include <iostream>

class Figure {
public:
    virtual void draw() {
        std::cout << "Draw figure\n";
    }
};

class Circe: public Figure {
public:
    void draw() override {
        std::cout << "Draw circle\n";
    }
};

class Rectangle: public Figure {
public:
    void draw() override {
        std::cout << "Draw rectangle\n";
    }
};

int main() {
    Figure* figure = new Figure();
    Figure* circle = new Circle():
    Figure* rectangle = new Rectangle();

    figure->draw();
    circle->draw();
    rectangle->draw();

    delete figure;
    delete circle;
    delete rectangle;
}